ОСК
АО "ЦМКБ "Алмаз"
О бюро
  • Руководство
  • История
  • Лицензии и сертификаты
  • Противодействие коррупции
  • Партнеры
  • Контакты
  • Инновационное развитие
    • Технологии
    • Производственно-испытательный комплекс
    • Интеллектуальная собственность
  • Персонал
    • О кадровой политике
    • Соискателям
    • Социальная политика
    • Охрана труда
    • Профсоюз
  • Политика в области качества
Продукция
  • Военного назначения
    • Корветы, малые ракетные корабли и ракетные катера
      • Малый сторожевой корабль (корвет) проекта 20382 «Тигр»
      • Ракетный катер проекта 12418
      • Ракетный катер проекта 12421
      • Малый ракетный корабль (малый корвет) проекта 22800Э «Каракурт-Э»
      • Ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239
      • Малый противолодочный корабль проекта 23420
    • Корабли и катера для охраны морских границ
      • Проект 10412 Сторожевой катер
      • Проект 10410 Пограничный сторожевой корабль
      • Малый патрульный катер на воздушной подушке проекта 20910 «Чилим»
      • Малый скоростной патрульный катер проекта 12260 «Ястреб»
      • Скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»
      • Патрульный катер проекта 12200 «Соболь»
      • Патрульный катер проекта 14310 «Мираж»
      • Патрульный катер проекта 20970 «Катран»
    • Десантные корабли и катера
      • Десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э»
      • Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»
    • Корабли противоминной обороны
      • Рейдовый тральщик проекта 10750Э
      • Противоминный корабль базовой зоны проекта 12701
    • Суда обеспечения
      • Спасательное судно проекта 21301
  • Гражданского назначения
    • Транспортные суда на воздушной подушке
      • Пассажирское судно на воздушной подушке проекта ТСВП-12П
      • Грузопассажирское судно на воздушной подушке проекта 12270МК
      • Пассажирское судно на воздушной подушке проекта ТСВП-50П
      • Грузовое судно на воздушной подушке проекта 18810 «Бобёр»
      • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-30
      • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-60
      • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-150
    • Скоростные паромы
      • Автомобильно-пассажирский паром проекта 19800
      • Автомобильно-пассажирский паром катамаранного типа проекта «Алмаз-80»
      • Автомобильно-пассажирский паром на воздушной подушке скегового типа проекта «RSES-500»
    • Скоростные суда специального назначения
      • Рабоче-спасательный и разъездной бортовой катер проекта 21770 «Катран»
      • Служебно-разъездной катер-лаборатория проекта 12150М
    • Скоростные моторные катера и яхты
      • Скоростная моторная яхта проекта 21990 «Стриж»
      • Проект «Невка-2» Прогулочный катер на подводных крыльях
    • Суда обеспечения для морского нефтегазопромысла
      • Проект 11981 Судно обеспечения подводно-технических работ
      • Судно для подводно-технических работ на морских нефтегазопромыслах проекта 22980 «Спрут»
    • Плавучие доки
      • Ремонтные доки
      • Спусковые доки
      • Транспортные доки
    • Тренажеры
      • Комплексные компьютерные тренажеры
Медиа
  • Новости
  • Публикации
  • Медиагалерея
Закупки
  • Положение о закупке
  • План закупок
  • Закупки
  • Закупки ПО (обоснования)
  • Закупки на ТП "Фабрикант"
  • Закупки в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44
  • Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках АО "ЦМКБ "Алмаз"
  • Завершенные закупки
  • Итоги закупок
Акционерам и инвесторам
  • Устав АО «ЦМКБ «Алмаз»
  • Годовой отчет
  • Бухгалтерский баланс
  • Внутренние нормативные документы
  • Аффилированные лица
  • Банковские реквизиты
Ещё
    Задать вопрос
    Заказать звонок
    office@almaz-kb.ru
    Санкт-Петербург, ул. Варшавская 50
    ОСК
    АО "ЦМКБ "Алмаз"
    О бюро
    • Руководство
    • История
    • Лицензии и сертификаты
    • Противодействие коррупции
    • Партнеры
    • Контакты
    • Инновационное развитие
    • Персонал
    • Политика в области качества
    Продукция
    • Военного назначения
    • Гражданского назначения
    Медиа
    • Новости
    • Публикации
    • Медиагалерея
    Закупки
    • Положение о закупке
    • План закупок
    • Закупки
    • Закупки ПО (обоснования)
    • Закупки на ТП "Фабрикант"
    • Закупки в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44
    • Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках АО "ЦМКБ "Алмаз"
    • Завершенные закупки
    • Итоги закупок
    Акционерам и инвесторам
    • Устав АО «ЦМКБ «Алмаз»
    • Годовой отчет
    • Бухгалтерский баланс
    • Внутренние нормативные документы
    • Аффилированные лица
    • Банковские реквизиты
      ОСК
      АО "ЦМКБ "Алмаз"
      О бюро
      • Руководство
      • История
      • Лицензии и сертификаты
      • Противодействие коррупции
      • Партнеры
      • Контакты
      • Инновационное развитие
      • Персонал
      • Политика в области качества
      Продукция
      • Военного назначения
      • Гражданского назначения
      Медиа
      • Новости
      • Публикации
      • Медиагалерея
      Закупки
      • Положение о закупке
      • План закупок
      • Закупки
      • Закупки ПО (обоснования)
      • Закупки на ТП "Фабрикант"
      • Закупки в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44
      • Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках АО "ЦМКБ "Алмаз"
      • Завершенные закупки
      • Итоги закупок
      Акционерам и инвесторам
      • Устав АО «ЦМКБ «Алмаз»
      • Годовой отчет
      • Бухгалтерский баланс
      • Внутренние нормативные документы
      • Аффилированные лица
      • Банковские реквизиты
        ОСК
        АО "ЦМКБ "Алмаз"
        ОСК
        АО "ЦМКБ "Алмаз"
        • О бюро
          • Назад
          • О бюро
          • Руководство
          • История
          • Лицензии и сертификаты
          • Противодействие коррупции
          • Партнеры
          • Контакты
          • Инновационное развитие
            • Назад
            • Инновационное развитие
            • Технологии
            • Производственно-испытательный комплекс
            • Интеллектуальная собственность
          • Персонал
            • Назад
            • Персонал
            • О кадровой политике
            • Соискателям
            • Социальная политика
            • Охрана труда
            • Профсоюз
          • Политика в области качества
        • Продукция
          • Назад
          • Продукция
          • Военного назначения
            • Назад
            • Военного назначения
            • Корветы, малые ракетные корабли и ракетные катера
              • Назад
              • Корветы, малые ракетные корабли и ракетные катера
              • Малый сторожевой корабль (корвет) проекта 20382 «Тигр»
              • Ракетный катер проекта 12418
              • Ракетный катер проекта 12421
              • Малый ракетный корабль (малый корвет) проекта 22800Э «Каракурт-Э»
              • Ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239
              • Малый противолодочный корабль проекта 23420
            • Корабли и катера для охраны морских границ
              • Назад
              • Корабли и катера для охраны морских границ
              • Проект 10412 Сторожевой катер
              • Проект 10410 Пограничный сторожевой корабль
              • Малый патрульный катер на воздушной подушке проекта 20910 «Чилим»
              • Малый скоростной патрульный катер проекта 12260 «Ястреб»
              • Скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»
              • Патрульный катер проекта 12200 «Соболь»
              • Патрульный катер проекта 14310 «Мираж»
              • Патрульный катер проекта 20970 «Катран»
            • Десантные корабли и катера
              • Назад
              • Десантные корабли и катера
              • Десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э»
              • Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»
            • Корабли противоминной обороны
              • Назад
              • Корабли противоминной обороны
              • Рейдовый тральщик проекта 10750Э
              • Противоминный корабль базовой зоны проекта 12701
            • Суда обеспечения
              • Назад
              • Суда обеспечения
              • Спасательное судно проекта 21301
          • Гражданского назначения
            • Назад
            • Гражданского назначения
            • Транспортные суда на воздушной подушке
              • Назад
              • Транспортные суда на воздушной подушке
              • Пассажирское судно на воздушной подушке проекта ТСВП-12П
              • Грузопассажирское судно на воздушной подушке проекта 12270МК
              • Пассажирское судно на воздушной подушке проекта ТСВП-50П
              • Грузовое судно на воздушной подушке проекта 18810 «Бобёр»
              • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-30
              • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-60
              • Грузовое судно на воздушной подушке проекта ТСВП-150
            • Скоростные паромы
              • Назад
              • Скоростные паромы
              • Автомобильно-пассажирский паром проекта 19800
              • Автомобильно-пассажирский паром катамаранного типа проекта «Алмаз-80»
              • Автомобильно-пассажирский паром на воздушной подушке скегового типа проекта «RSES-500»
            • Скоростные суда специального назначения
              • Назад
              • Скоростные суда специального назначения
              • Рабоче-спасательный и разъездной бортовой катер проекта 21770 «Катран»
              • Служебно-разъездной катер-лаборатория проекта 12150М
            • Скоростные моторные катера и яхты
              • Назад
              • Скоростные моторные катера и яхты
              • Скоростная моторная яхта проекта 21990 «Стриж»
              • Проект «Невка-2» Прогулочный катер на подводных крыльях
            • Суда обеспечения для морского нефтегазопромысла
              • Назад
              • Суда обеспечения для морского нефтегазопромысла
              • Проект 11981 Судно обеспечения подводно-технических работ
              • Судно для подводно-технических работ на морских нефтегазопромыслах проекта 22980 «Спрут»
            • Плавучие доки
              • Назад
              • Плавучие доки
              • Ремонтные доки
              • Спусковые доки
              • Транспортные доки
            • Тренажеры
              • Назад
              • Тренажеры
              • Комплексные компьютерные тренажеры
        • Медиа
          • Назад
          • Медиа
          • Новости
          • Публикации
          • Медиагалерея
        • Закупки
          • Назад
          • Закупки
          • Положение о закупке
          • План закупок
          • Закупки
          • Закупки ПО (обоснования)
          • Закупки на ТП "Фабрикант"
          • Закупки в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44
          • Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках АО "ЦМКБ "Алмаз"
          • Завершенные закупки
          • Итоги закупок
        • Акционерам и инвесторам
          • Назад
          • Акционерам и инвесторам
          • Устав АО «ЦМКБ «Алмаз»
          • Годовой отчет
          • Бухгалтерский баланс
          • Внутренние нормативные документы
          • Аффилированные лица
          • Банковские реквизиты
        office@almaz-kb.ru
        Санкт-Петербург, ул. Варшавская 50
        • Главная
        • О бюро
        • История

        История

        • Руководство
        • История
        • Лицензии и сертификаты
        • Противодействие коррупции
        • Партнеры
        • Контакты
        • Инновационное развитие
          • Технологии
          • Производственно-испытательный комплекс
          • Интеллектуальная собственность
        • Персонал
          • О кадровой политике
          • Соискателям
          • Социальная политика
          • Охрана труда
          • Профсоюз
        • Политика в области качества

        История акционерного общества «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», основанного в 1949 году, неразрывно связана с историей отечественного надводного кораблестроения. За этот период пройден путь от малочисленного конструкторского бюро до крупнейшей проектно-конструкторской организации судостроительной отрасли России – ведущего проектанта скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, кораблей и судов специального назначения, плавучих доков и других образцов морской техники военного и гражданского назначения.

        По проектам, разработанным ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 тысяч боевых катеров, кораблей и судов. Более сорока стран мира имеют в составе своих флотов катера и корабли, построенные по проектам Бюро. На экспорт поставлено около 1000 кораблей, судов и катеров 45 различных проектов общим водоизмещением около 250 000 т. 

        Используя современные технические решения, основанные на богатом опыте и многолетних традициях, с середины 90-х годов, в соответствии с Программой конверсии военной продукции, Бюро разработало и может предложить на национальном и мировом рынках широкую гамму проектов кораблей, катеров и судов гражданского назначения. 

        С целью реализации государственной программы оснащения морских пограничных сил страны, Правительство СССР в декабре 1931 года принимает решение о строительстве в Ленинграде современной верфи (завод № 5), предназначенной для постройки катеров Морской пограничной охраны и создании на верфи собственного конструкторского бюро (КБ) – одного из предшественников ЦМКБ «Алмаз».
        Этим КБ в 1932—1939 годах были разработаны сторожевые катера типов ГК, а затем МО-2 и МО-4, ОД-200.


        Малый охотник типа МО-2
        Малый охотник типа МО-2
        Малый охотник типа МО-4
        Малый охотник типа МО-4

        Благодаря своим великолепным боевым и мореходным качествам катера указанных проектов успешно участвовали в многочисленных противолодочных, конвойных и десантных операциях на Балтике, Черном море и на Севере в годы Великой Отечественной войны и внесли весомый вклад в дело Победы.
        Великая Отечественная война, выявившая высокие возможности плановой экономики по мобилизации ресурсов, показала также и ряд недостатков, одним из которых была слабая степень стандартизации и унификации, приводившая к большой разнотипности комплектующего оборудования. Это вызывало неоправданный рост себестоимости продукции и снижение уровня взаимозаменяемости узлов и деталей при ремонте.
        В соответствии с Приказом Министерства судостроительной промышленности от 22 октября 1949 года в целях повышения качества проектирования, заводу № 5 передавалось проектирование торпедных катеров (ТКА) дальнего действия. Для этой цели предписывалось организовать на заводе специальное конструкторское бюро (СКБ-5) и откомандировать туда из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД конструкторов, занятых разработкой ТКА дальнего действия.
        Дата 22 октября 1949 года принята за «точку отсчета» образования ЦМКБ «Алмаз».


        1951-1959

        1951 год

        На Бюро возложены задачи по проектированию и унификации шлюпок и моторных катеров, а также проектированию катеров дальнего действия. Для более эффективной работы бюро требовалась его реорганизация. В структуре СКБ-5 создаются проектный, корпусной механический и электротехнический отделы. Работы по созданию торпедного катера дальнего действия возложены на главного конструктора Гойнкиса П.Г.
        В 1951 году за создание торпедного катера проекта 183 его авторы получили звание лауреатов Сталинской премии.
        Катер проекта 183 был лучшим отечественным ТКА первого послевоенного десятилетия.

        Торпедный катер проекта 183
        Торпедный катер проекта 183
        П.Г. Гойнкис
        П.Г. Гойнкис

        В 1951 году Бюро выпустило рабочие чертежи опытного турбодизельного ТКА проекта 183Т, на котором в дополнение к четырехвальной дизельной установке установили газотурбинный двигатель, разработало предэскизный проект малого охотника на базе проекта 183 (в дальнейшем проект 199) и технический проект 386 мореходного рабочего катера.


        1952 год

        На должность начальника—главного конструктора СКБ-5 был назначен Е.И. Юхнин, работавший до этого главным конструктором ЦКБ-19.

        В 1952 году СКБ-5 разработало технический проект 199 малого охотника, а после утверждения его МСП и ВМФ - рабочие чертежи катера в объеме, позволяющем приступить к постройке. Одновременно прошли успешные испытания ходкости и маневренности опытного турбодизельного ТКА проекта 183Т.


        1953 год

        1953 году работа Бюро над созданием малого охотника проекта 199 завершилась успешной сдачей двух головных катеров. Закончилась также отработка опытного катера проекта 183Т. На ходовых испытаниях он развил скорость свыше 53 уз, что позволило СКБ-5 приступить к разработке проекта уже серийного катера 183ТК, а также составить ряд технических предложений по применению газотурбинного двигателя типа М-1 в катеростроении.

        Противолодочный катер проекта 199
        Противолодочный катер проекта 199
        Торпедный катер проекта 183Т
        Торпедный катер проекта 183Т

        1954 год

        В конце 1954 года в СКБ-5 наряду с разработкой проектов перспективных торпедных катеров на базе ТКА проекта 183 приступило к созданию принципиально нового катера — носителя крылатых ракет. Опыт Второй мировой войны показывал, что в связи с появлением радиолокационных станций и скорострельной многоствольной артиллерии торпедные катера, теряющие фактор внезапности на дистанциях торпедного залпа, становятся малоэффективными. Возникла необходимость оснащения катеров оружием, способным наносить  удар по неприятельским кораблям с больших дистанций, без сближения с ними. Именно таким оружием стали крылатые ракеты, но чтобы обеспечить практическое использование их с катеров, требовалось провести большой объем опытно-конструкторских работ (ОКР). С этой целью в СКБ-5 под руководством начальника Бюро и главного конструктора проекта Е.И. Юхнина начались ОКР и создание технического проекта экспериментального катера (проект 183Э) на базе ТКА проекта 183.

        1956 год

        Принципиально новые работы по созданию ракетных катеров, выполненные по инициативе СКБ-5, свидетельствовали о возросшем научно-техническом потенциале бюро.

        16 февраля 1956 года приказом министра судостроительной промышленности СССР №037 «Об организации Центрального конструкторского бюро № 5» СКБ-5 реорганизовано в ЦКБ-5 с подчинением 5 Главному управлению МСП СССР. Территориально ЦКБ-5 оставалось на заводе №5. Кроме того, ЦКБ-5 передавался цех № 6, расположенный в Старой Деревне для организации там экспериментальной лаборатории.

        В структуре Бюро введена должность главного инженера, на которую был назначен П.Г. Гойнкис, сохранившего за собой также должность главного конструктора проектов.


        1957 год

        Работы ЦКБ-5 по созданию первого в мире ракетного катера, завершились передачей на завод комплекта рабочих чертежей. Летом 1957 года два катера проекта 183Р, построенных на заводе №5 МСП, были переведены на Черное море для проведения натурных испытаний.

        20 декабря 1957 года состоялся первый успешный пуск ракеты с катера. Эту дату можно считать днём рождения отечественного ракетного катеростроения.

        Ракетный катер проекта 183Р
        Ракетный катер проекта 183Р
        Крылатая ракета П 15
        Крылатая ракета П 15

        1959 год

        Практически параллельно с работами ЦКБ-5 по созданию катеров проекта 183Р ВМФ подготавливал тактико-техническое задание (ТТЗ) на новый, более совершенный ракетный катер (РКА) проекта 205. Ставилась задача по созданию катера, имеющего повышенные мореходные качества, большую автономность и дальность плавания, улучшенные условия обитаемости по сравнению с катером проекта 183Р. Разработка проекта 205 поручалась ЦКБ-5. Коллектив под руководством главного конструктора Е.И. Юхнина успешно справился с поставленной задачей. Уже в июле 1958 года на заводе № 5 МСП заложили головной ракетный катер нового проекта. Постройка была завершена в 1959 году, а в течение 1960 года проведены комплексные испытания катера на Балтике. Испытания подтвердили правильность заложенных в проекте технических решений и эффективность принятого состава вооружения.

        Ракетный катер проекта 205
        Ракетный катер проекта 205
        Е.И. Юхнин
        Е.И. Юхнин

        1962-1969

        1962 год

        В 1962 году за создание первых в мире ракетных катеров проектов 183Р и 205 начальник ЦКБ-5 и главный конструктор проектов Е.И. Юхнин, заместитель главного конструктора
        А.П. Городянко и начальник механического отдела ЦКБ-5 В.П. Гусев были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.


        1963 год

        В соответствии с решением Государственного комитета по судостроению Совета Министров СССР создана единая структура – ЦКБ-5, в которую вошли ЦКБ-5 с опытной лабораторией, получившей статус филиала, и ЦКБ-19 с опытным Морским заводом. Пост начальника—главного конструктора укрупненного ЦКБ-5 остался за Е.И. Юхниным. Организация объединенного катерного конструкторского бюро создала предпосылки для координации разрозненно выполнявшихся в стране научно-исследовательских работ в области судов с динамическими принципами поддержания и позволила ускорить реализацию накопленного к этому времени научно-технического потенциала в проектах конкретных кораблей.


        1966 год

        В соответствии с приказом МСП СССР ЦКБ-5 переименовано в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».

        1966 год памятен для ЦМКБ «Алмаз» еще тем, что организация, располагавшаяся после объединения двух бюро в течение трех лет по-прежнему в помещениях ЦКБ-5 на территории Ленинградского Приморского завода и ЦКБ-19 на Большеохтинском проспекте, 12, заняла здание на территории опытного Морского завода (Уральская улица, 19).

        Здание на Уральской улице, где размещалось ЦМКБ «Алмаз»
        Здание на Уральской улице, где размещалось ЦМКБ «Алмаз»

        В 1966 году Бюро завершило разработку малого ракетного корабля (МРК) проекта 1234 «Овод» (главный конструктор И.П. Пегов ). На корабле было предусмотрено шесть ПКР П-120, имевших значительно большую по сравнению с ПКР П-15 дальность полета, что позволяло существенно увеличить эффективность боевого использования МРК.

        Впервые для МРК была создана комплексная система управления техническими средствами (КСУ ТС). С разработки ее для МРК проекта 1234 «Овод» начался переход от локальных систем автоматики к комплексным системам управления. Головной МКР проекта 1234 «Овод» Ленинградский Приморский завод построил и сдал флоту в 1970 году.

        Малый ракетный корабль проекта 1234 «Овод»
        Малый ракетный корабль проекта 1234 «Овод»
        И.П.Пегов
        И.П.Пегов

        1967 год

        В 1967 году Бюро завершило технический проект первого отечественного судна с автоматически управляемыми подводными крыльями «Тайфун» и было начато его строительство на Морском заводе в Ленинграде. В период 1973—1975 годов судно на подводных крыльях (СПК) «Тайфун» совершало экскурсионные рейсы на линии Ломоносов — Таллин при различных состояниях погоды.

        На СПК «Тайфун» впервые в отечественной практике были опробованы и отработаны принципы построения системы автоматизированного управления движением (САУД) и ее элементная база. Опыт создания СПК с АУПК «Тайфун» был востребован при разработке первой редакции Кода безопасности судов нового типа, разрабатывавшегося под эгидой ИМКО.

        Судно на подводных крыльях «Тайфун»
        Судно на подводных крыльях
        «Тайфун»
        Пограничный сторожевой корабль проекта 205П
        Пограничный сторожевой корабль
        проекта 205П

        По проекту Бюро в 1967 году на Ленинградском был построен головной малый пограничный сторожевой катер проекта 205П «Тарантул». В качестве платформы использовали корпус и энергетическую установку катера проекта 205. От базового проекта «Тарантул» (проект 205П) отличался составом вооружения и более развитой надстройкой.

        Всего было построено 129 кораблей этого проекта, в том числе семь - на экспорт (модификация 02059).


        1968 год

        Завершено проектирование сторожевого пограничного катера «Гриф» (проект 1400 , главный конструктор В.М. Бурлаков), предназначенного для несения пограничной службы в прибрежных районах морей, проливах и на акватории портов и баз, а также для обеспечения службы морских контрольно-пропускных пунктов. Головной катер строился на Приморском заводе  в 1968 году, там же были построены ещё три катера установочной серии. Массовое производство было развёрнуто в 1969 году на Феодосийском ПО «Море» (30 катеров). С 1974 года строились экспортные катера проекта 1400-Э, а с 1976 года и проектов 1400-М и 1400-МЭ. Всего с 1969 по 1991 годы на ПО «Алмаз», ПО «Море» и Батумском ССЗ было построено около 300 катеров.

        Пограничный сторожевой катер проекта 1400М
        Пограничный сторожевой катер проекта 1400М

        1969 год

        Завершен технический проект десантно-штурмового катера проекта 1205 «Скат».

        Головной катер был построен на опытном Морском заводе и сдан заказчику в1969 году, а в1970—1972 годах вступили в строй еще три катера.

        Эксплуатация этих катеров на Балтийском, Черном и Аральском морях, а также в бассейне реки Амур показала, что они являются не только эффективным средством для высадки десанта, но и незаменимы для проведения поисково-спасательных работ.

        Амфибийный десантно-штурмовой КВП «Скат» проекта 1205
        Амфибийный десантно-штурмовой КВП «Скат» проекта 1205

        1970-1979

        1970 год

        МСП СССР своим приказом создало Производственно-техническое объединение (ПТО) «Алмаз» (с 1974 года - производственное объединение (ПО) «Алмаз»), в состав которого вошли: ЦМКБ «Алмаз», Ленинградский Приморский завод (ЛПЗ) и Невский Морской завод (НМЗ) — бывший опытный Морской завод. Первым генеральным директором ПТО «Алмаз» стал начальник—главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Е.И. Юхнин.

        Завершен технический проект амфибийного десантного корабля на воздушной подушке (КВП) проекта 1232 «Джейран», способного перевозить два средних танка со скоростью 50 узлов. Впервые были применены методики расчетов ходкости, остойчивости на воздушной подушке (ВП) и в режиме «воздушного пузыря», дополнительного сопротивления на волнении, а также формы гибкого ограждения, прочности гибкого ограждения (ГО) и корпуса КВП.

        Строительство первого опытного КВП «Джейран» на Морском заводе и сдача ВМФ завершилось в 1970 году. Всего было построено 20 КВП проекта 1232.

        Амфибийный десантный КВП проекта 1232.1«Джейран»
        Амфибийный десантный КВП проекта 1232.1«Джейран»

        1972 год

        Продолжая работы по амфибийным КВП, ЦМКБ «Алмаз» разработало десантно-высадочный КВП проекта 1206 «Кальмар» (главный конструктор Озимов Л.В.). Согласно проекту, катер способен перемещать полезную нагрузку в 37 тонн со скоростью 50 узлов на расстояние до 100 миль. В 1972 году в ПО «Алмаз» построили головной катер, после чего на феодосийском заводе «Море» началось их серийное строительство. Всего было построено 18 единиц.

        Амфибийный десантно-высадочный КВП проекта 1206 «Кальмар»
        Амфибийный десантно-высадочный КВП
        проекта 1206 «Кальмар»
        Л.В.Озимов
        Л.В.Озимов

        1973 год

        В 1973 году на ПО «Алмаз» началась постройка опытного МРК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1240«Ураган». Введен в строй в 1977 году.

        С созданием МРК проекта 1240 был приобретен бесценный опыт по проектированию и постройке кораблей подобного рода.

        МРК проекта 1240
        МРК проекта 1240
        В.М. Бурлаков
        В.М. Бурлаков

        1977 год

        Параллельно с работами по глубокопогруженным АУПК в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко продолжались работы по совершенствованию однокрылой схемы ПК катера проекта 206М. Платформа проекта 206М стала прототипом при создании ракетно-артиллерийского катера проекта 206МР. Установка на проекте артвооружения АК- 176 и АК-630М была вызвана необходимостью усиления средств самообороны ракетных катеров.

        В 1977—1983 годах на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде было построено 12 катеров по этому проекту.

        По экспортному варианту проекта 206МЭ на Владивостокском судостроительном заводе в период с 1978 по 1985 год было построено 16 катеров, из них девять поставлено на Кубу, пять - во Вьетнам и два — в Эфиопию.

        Ракетно-артиллерийский катер проекта 206МР
        Ракетно-артиллерийский катер проекта 206МР
        А.П.Городянко
        А.П.Городянко

        1978 год

        Завершены работы по проектированию нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими элементами, мореходными качествами и условиями обитаемости (главный конструктор Е.И. Юхнин). Проектирование катера велось параллельно с разработкой ракет и связанных с ними систем.

        Головной катер (проект 12411) передали флоту в 1978 году, а второй, серийный, — в 1980 году. По такому варианту впоследствии вели строительство Ленинградский Приморский, Средне-Невский и Хабаровский судостроительные заводы.

        Сам катер послужил основой для целого ряда модификаций катеров различного назначения.

        Большой ракетный катер проекта 12411 с комплексом «Москит»
        Большой ракетный катер
        проекта 12411 с комплексом «Москит»
        Правительственная яхта «Кавказ»
        Правительственная яхта «Кавказ»

        Наряду с созданием боевых катеров и малых кораблей во второй половине1970-х годов Бюро под руководством главного конструктора К.Ж. Аванесова спроектировало правительственную яхту «Чайка» (проект 1360).В 1978—1979 годах на ПО «Алмаз» по этому проекту были построены две яхты: «Крым» и «Кавказ».


        1979 год

        В 1979 году был разработан экспортный вариант проекта 1241 — проект1241РЭ (главный конструктор Е.И. Юхнин). Строительство катеров на экспорт по проекту 1241РЭ началось в 1980 году на Рыбинском судостроительном заводе (всего построено 22 единицы).

        Ракетный катер проекта 1241РЭ
        Ракетный катер проекта 1241РЭ

        1981-1989

        1981 год

        Начальником – главным конструктором Бюро назначен В.И. Корольков

        Корольков В.И.
        Корольков В.И.

        1983 год

        Накопленный Бюро к началу 1980-х годов научно-технический потенциал в области амфибийных КВП позволил реализовать в проекте 12322 «Зубр» задачу о дальнейшем развитии проекта самого крупного в то время КВП «Джейран».

        В 1983 году на Морском заводе ПО «Алмаз» был заложен головной КВП «Зубр», а в 1988 году корабль прошел государственные испытания и был принят в состав ВМФ. После этого началось серийное строительство кораблей проекта 12322.

        Всего было построено 12 КВП «Зубр», из них семь на «СФ “Алмаз” и пять на ФПО «Море». В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для ВМС Греции.

        По тактико-техническим элементам КВП «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире.

        Десантный КВП проекта 12322 Зубр»
        Десантный КВП проекта 12322 Зубр»
        Начальник—главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» В.И. Корольков докладывает Главкому ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза С.Г.Горшкову о тактико-технических элементах КВП«Зубр». 1985 год
        Начальник—главный конструктор ЦМКБ «Алмаз»
        В.И. Корольков докладывает Главкому ВМФ СССР
        Адмиралу Флота Советского Союза С.Г.Горшкову
        о тактико-технических элементах КВП«Зубр». 1985 год

        1984 год

        В 1984 году под руководством главного конструктора К.Ж. Аванесова был разработан технический проект 10410, а в 1988 году Морпогранохране передали головной пограничный сторожевой корабль нового поколения, который и по сей день остаётся одним из основных кораблей Береговой охраны ПС ФСБ России.

        Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»
        Пограничный сторожевой корабль
        проекта 10410 «Светляк»
        К.Ж.Аванесов
        К.Ж.Аванесов

        За создание пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 коллективу конструкторов Бюро была присвоена Премия Правительства Российской Федерации за 2000 год.


        1985 год

        В 1985 году между СССР и Индией был заключен контракт на разработку лицензионной документации для постройки катеров проекта 1241РЭ в Индии, в следующем году был разработан технический проект катера, и началась поставка лицензионной документации в Республику Индия. Контрактом также предусматривалось оказание технического содействия Индии при постройке и испытаниях построенных там катеров. Всего на верфях «Мазагон Док лтд»и «Гоа Шипъярд лтд» было построено в период до 2000 года шесть катеров проекта 1241РЭ (по три на каждой верфи).

        Развитием десантно-высадочного КВП «Кальмар» стал корабль проекта12061 «Мурена» (главный конструктор Ю.П. Семенов ). В отличие от КВП «Кальмар», новый КВП проекта 12061 «Мурена» мог осуществлять как десантно-высадочные операции, так и огневую поддержку десанта благодаря установке реактивного и артиллерийского оружия. Головной катер построили в 1985 году на Хабаровском судостроительном заводе.

        Амфибийный десантный КВП проекта 12061 «Мурена»
        Амфибийный десантный КВП
        проекта 12061 «Мурена»
        Ю.П.Семенов
        Ю.П.Семенов

        1986 год

        В связи с появлением за рубежом многочисленного семейства донных мин с малыми глубинами постановки и особенно опасных на рейдах, в гаванях и фарватерах, возникла необходимость совершенствования имеющихся на вооружении флота тральщиков проекта 1258.

        Главным конструктором нового тральщика «Сапфир» ( проект 10750) был назначен В.И. Немудров, которого позднее сменил А.А. Форст.

        В ходе работы над проектом удалось достичь практически всех требований заказчика. Корабль оснастили станцией поиска и обнаружения мин, усилили вооружение, улучшили радиолокационное вооружение. Корпус изготавливался из стеклопластика. Головной корабль был заложен в 1986 году на Средне-Невском судостроительном заводе и сдан заказчику в 1989 году.

        Серийное строительство кораблей проекта 10750 велось в 1989 — 1996 годах Средне-Невским судостроительным заводом. За этот период флоту было передано девять тральщиков.

        Рейдовый тральщик проекта 10750 «Сапфир»
        Рейдовый тральщик проекта 10750 «Сапфир»

        1988 год

        На основе испытанной гидродинамической компоновки корабля на воздушной подушке скегового типа Бюро разработало проект первого опытного МРК проекта 1239«Сивуч» (главный конструктор Ельский Л.В., затем Корольков В.И.), который был построен в 1988 году на Зеленодольском судостроительном заводе и после испытаний в 1989 году введен в состав флота. Опытная эксплуатация МРК, получившего имя «Бора», показала техническое совершенство корабля и его высокую эксплуатационную живучесть.

        В 1999 году также успешно прошел испытания второй МРК этого типа — «Самум». За создание МРК проекта 1239 главному конструктору В.И. Королькову в 2002 году была присуждена Государственная премия Российской Федерации.

        МРК проекта 1239 на учениях
        МРК проекта 1239 на учениях
        Л.В. Ельский
        Л.В. Ельский

        1989 год

        Начальником—главным конструктором Бюро назначен Я.Я. Лебедев

        Я.Я. Лебедев
        Я.Я. Лебедев

        1992-1999

        1992 год

        Начальником Бюро - главным конструктором назначен Шляхтенко А.В. До этого назначения он был главным инженером Бюро.



        1998 год

        В апреле 1998 года Министерством оборонной промышленности и Министерством судостроительной промышленности СССР было принято решение об объединении двух родственных коллективов – ЦМКБ «Алмаз» и Западного ПКБ – с целью сохранения кадров специалистов, тематики оборонной продукции, улучшения финансового положения объединенного Бюро. Была создана единая организация – Государственное унитарное предприятие «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».

        Западное ПКБ, начиная с конца 30-х годов прошлого века вело проектирование значительной номенклатуры кораблей и судов, как для ВМФ, так и для гражданских заказчиков. Основной тематикой было проектирование противоминных кораблей различных классов, спасательных и судоподъемных судов, противопожарных, водолазных судов, плавучих доков, больших вспомогательных судов ВМФ.

        На тот период проекты Западного ПКБ соответствовали, а в ряде случаев и превосходили, лучшие мировые аналоги. Это и проект 12660 «Рубин» морского тральщика, на котором были установлены первые отечественные аппараты для поиска и уничтожения мин впереди по курсу, и уникальное спасательное судно проекта 537 «Осьминог», оснащенный специальными аппаратами для спасения подводников «сухим» способом с аварийной ПЛ с глубин до 1000 м и другим уникальным оборудованием, проект 2121 «Сухона» – спусковой док для «Севмашпредприятия», и другие проекты.

        После объединения, у ЦМКБ «Алмаз» была значительно расширена тематика проектирования, сохранены все проектные наработки Западного ПКБ по кораблям противоминной обороны, спасательным судам, спусковым и транспортным докам, другим специализированным судам.

        В 1998 году создание системы боевых катеров типа «Молния» было отмечено Премией Правительства Российской Федерации. Среди работников ЦМКБ «Алмаз» лауреатами стали главный конструктор системы боевых катеров типа «Молния» Е.И. Юхнин, начальник - генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» А.В. Шляхтенко, главный конструктор В.Н. Устинов.


        1999 год

        В 1999 году по просьбе индийской стороны ЦМКБ «Алмаз» разработало технический проект модернизации катера проекта 1241РЭ.

        По проекту модернизации строились два катера: один — на бомбейской верфи «Мазагон Док лтд» и один — на верфи «Гоа Шипъярд лтд». Сдача российского вооружения и оружия проходила на катерах в 2004 году в районе Мумбая практически одновременно.

        Модернизированный ракетный катер проекта 1241РЭ для ВМС Индии
        Модернизированный ракетный катер проекта 1241РЭ для ВМС Индии

        2000-2008

        2000 год

        ЦМКБ «Алмаз», накопившее большой опыт по созданию амфибийных КВП, приступило к разработке проектов судов на воздушной подушке как на экспорт, так и для народнохозяйственных целей.

        Среди этих работ следует отметить проект малого патрульного катера на воздушной подушке проекта 20910 «Чилим» (главный конструктор В.А. Абрамовский), по которому на Ярославском судостроительном заводе в 2000 году построили головной катер, а также патрульного катера «Харза» проекта 12270 водоизмещением 20 т.

        Малый патрульный катер «Чилим»
        Малый патрульный катер «Чилим»
        В.А. Абрамовский
        В.А. Абрамовский

        2001 год

        Накопленный материал по гидродинамическим характеристикам корпусов с днищевыми интерцепторами, по их эффективности в снижении сопротивления движению быстроходных катеров и использованию их в качестве успокоителей качки позволил разработать проект патрульного катера 14310 «Мираж». Разработка этого проекта велась под руководством главного конструктора А.В. Шляхтенко. В настоящее время главным конструктором проекта является Б.А. Лейкис. На Рыбинском судостроительном заводе построено три катера данного проекта в интересах Береговой охраны ПС ФСБ России.

        Патрульный катер проекта 14310 «Мираж»
        Патрульный катер проекта 14310 «Мираж»

        2003 год

        В июле 2003 года подписан контракт на строительство двух ракетных катеров проекта 12418 (главный конструктор Ю.В. Арсеньев) на Рыбинском судостроительном заводе (ССЗ) для Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Катера были построены в 2007 году, в январе 2008 года доставлены в СРВ и переданы заказчику. Одновременно был подписан контракт об оказании технического содействия в строительстве 10 катеров в Республике Вьетнам на верфи «ПО Башон» по переданной лицензии.

        Ракетный катер проекта 12418 для СРВ
        Ракетный катер проекта 12418 для СРВ


        2004 год

        В 2004 году на Рыбинском ССЗ было построено и передано ВМФ России головное судно специального назначения проекта 11980 (главный конструктор А.А. Форст). Судно предназначено для проведения подводно-технических работ водолазами на глубинах до 60 м и обследования аварийных объектов с помощью необитаемого телеуправляемого подводного аппарата на глубинах до 300 м, а также участия в аварийно-спасательных операциях.

        Морское водолазное судно проекта 11980
        Морское водолазное судно проекта 11980


        2006 год

        Комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ) применён в проекте патрульного катера 12200 «Соболь». Головной катер, построенный в 2006 году на АО «СФ “Алмаз”» показал высокие скоростные и мореходные качества. При водоизмещении 56,5 т катер развивает скорость свыше 48 уз. В настоящее время ведётся серийная постройка катеров данного проекта для Береговой охраны ПС ФСБ России.

        Патрульный катер проекта 12200«Соболь» с системой днищевых интерцепторов
        Патрульный катер проекта 12200«Соболь» с системой днищевых интерцепторов

        Быстроходный патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» (главный конструктор Б.А. Лейкис) отличается тем, что на нем впервые в практике Бюро в качестве движительно-рулевого комплекса применены приводы Арнесона с частично погруженными гребными винтами (ЧПГВ). Они обеспечивают катеру высокие пропульсивные качества и маневренность. С 2006 года ведется крупное серийное строительство катеров типа «Мангуст» для ПС ФСБ России, МЧС и ВМФ в различных вариантах комплектации двигательно-движительной установки и оборудования, определяемого функциональным назначением.

        Пограничный вариант катера проекта 12150
        Пограничный вариант катера проекта 12150

        В 2006 году на ОАО «Морской завод “Алмаз”» был построен и сдан заказчику головной катер проекта 21600 «Хоста» (главный конструктор В.В. Кучер). Катер предназначен для обслуживания членов Правительства РФ, проведения ими на борту катера встреч и переговоров с российскими и зарубежными делегациями.


        Катер проекта 21600 «Хоста»
        Катер проекта 21600 «Хоста»



        2007 год

        В июле 2007 года на Средне-Невском судостроительном заводе завершено строительство головного морского тральщика проекта 02668, получившего название «Вице-адмирал Захарьин».

        При разработке этого проекта впервые был реализован противоминный контур в составе автоматизированной системы управления противоминными действиями; противоминного оружия: самоходного искателя-уничтожителя мин, управляемого контактного трала, трала-имитатора физических полей и других современных противоминных средств;

        Морской тральщик проекта 02668 «Вице-адмирал Захарьин»
        Морской тральщик проекта 02668
        «Вице-адмирал Захарьин»


        В 2007 году сдан ВМФ России головной корвет «Стерегущий» проекта 20380 (главный конструктор И.Н. Иванов). Строительство корабля велось на АО «Судостроительный завод (СЗ) «Северная верфь». Корабли этого проекта обладают мощным ударным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, несут авиационное вооружение и по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам.

        В настоящее время ведется серийное строительство кораблей проекта 20380 и его модификаций на АО СЗ «Северная верфь» и АО «Амурский судостроительный завод».

        Корвет проекта 20380 «Стерегущий»
        Корвет проекта 20380 «Стерегущий»


        За создание корветов проекта 20380 ряд ведущих специалистов Бюро в 2010 году удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники.


        2008 год

        ФГУП «ЦМКБ «Алмаз» преобразовано в Открытое акционерное общество (ОАО) «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».


        2010-2020

        2010 год

        Передано ВМФ России головное вспомогательное судно «Звёздочка» проекта 20180 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на судостроительном заводе «Звездочка».

        Судно предназначено для морской транспортировки крупногабаритных грузов, обеспечения испытаний морской техники и вооружения, боевой подготовки флота, проведения поисково-спасательных работ. Судно оснащено двумя кранами грузоподъемностью по 80 т, имеет трюм большой вместимости. Ледовое усиление обеспечивает возможность его эксплуатации в арктических акваториях.

        Судно «Звёздочка» проекта 20180
        Судно «Звёздочка» проекта 20180

        2015 год

        Передано ВМФ России головное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на ОАО «Адмиралтейские верфи».

        Судно предназначено для оказания помощи аварийным подводным лодкам, лежащим на грунте или находящимся в надводном положении, подачи воздуха электроэнергии и средств поддержания жизнедеятельности на подводные лодки и надводные корабли.

        Судно оснащено оборудованием для оказания экстренной помощи подводникам, попавшим в аварийную ситуацию: глубоководным аппаратом «Бестер-1» с рабочей глубиной погружения до 700 метров, глубоководным водолазным комплексом для глубин до 450 метров, декомпрессионным комплексом для 60 спасенных подводников, необитаемым телеуправляемым подводным аппаратом с рабочей глубиной погружения до 700 метров. По своим характеристикам судно превосходит лучшие мировые аналоги.

        Спасательное судно проекта 21300
        Спасательное судно проекта 21300

        Передано ВМФ России головное океанографическое исследовательское судно проекта 22010 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на АО «Прибалтийский судостроительный завод (ПСЗ) «Янтарь». Судно предназначено для исследования шельфа и дна Мирового океана, в том числе проведения гидролокации и кинофотосъемки, магнитометрических и гравитационных исследований.

        Океанографическое исследовательское судно проекта 22010
        Океанографическое исследовательское судно проекта 22010

        В декабре 2015 года состоялась торжественная церемония подписания приёмного акта и подъёма флага ВМФ России на вспомогательном судне проекта 20181 «Академик Ковалёв».

        Судно усиленного ледового класса построено на АО «Центр судостроения (ЦС) «Звездочка» по новому проекту морского транспорта вооружения на базе серийного проекта 20180, предназначено для погрузки, выгрузки и транспортировки морем крупногабаритных разрядных грузов.

        Судно «Академик Ковалёв» проекта 20181
        Судно «Академик Ковалёв» проекта 20181

        В декабре 2015 года в Северодвинске состоялась торжественная церемония подъёма флага ВМФ России на транспортном плавучем доке проекта 22570 «Свияга» (главный конструктор А.К. Левошкин).

        Плавучий док, построенный на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», будет обеспечивать обслуживание и ремонт кораблей и судов Северного флота, а также способен транспортировать суда внутренними водными путями. Его грузоподъёмность составляет около 3300 т.

        Плавучий док «Свияга» проекта 22570
        Плавучий док «Свияга» проекта 22570



        2016 год

        В декабре 2016 года передан ВМФ России головной корабль противоминной обороны проекта 12700 (главный конструктор А.В. Калинин). Корабль, строительство которого велось на АО Средне-Невский судостроительный завод», предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях баз ВМФ России и иных районах ближней морской зоны. Корабль имеет корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии, что позволило снизить уровень физических полей и увеличить объём полезной нагрузки, повысить взрывостойкость и срок службы корпуса в сравнении с корпусами из маломагнитной стали.

        На корабле создан противоминный контур с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями, впервые применена интегрированная система поиска и уничтожения мин.

        На АО «Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ)» ведется серийное строительство тральщиков проекта 12700.

        Базовый тральщик проекта 12700
        Базовый тральщик проекта 12700

        В декабре 2016 года передан Береговой охране ПС ФСБ России головной пограничный сторожевой корабль (ПСКР) «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан» (главный конструктор Б.А. Лейкис). Строительство корабля осуществлено ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».

        ПСКР ледового класса Arc4 предназначен для охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, участия в аварийно-спасательных операциях по поиску и спасению терпящих бедствие судов, кораблей, катеров и иных плавсредств, обеспечения действий подразделений специального назначения ФСБ России по борьбе с терроризмом, пиратством и контрабандой.

        На ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» ведется строительство серии кораблей этого проекта.


        ПСКР проекта 22100
        ПСКР проекта 22100

        2017 год

        В июне 2017 года передан ВМС Республики Казахстан рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э, построенный на АО «Средне-Невский судостроительный завод» в соответствии с контрактом от 2013 года.

        Рейдовый тральщик проекта 10750З предназначен для противоминных действий на море в районе акваторий портов, баз, выходов из них, прибрежной шельфовой зоны.

        Отличительной особенностью рейдового тральщика проекта 10750Э от предыдущего поколения является применение современных средств борьбы с минами, таких как новейшие гидроакустические станции миноискания, телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты.

        Корабль оснащен автоматизированной системой противоминных действий, объединяющей все противоминные средства корабля в единый комплекс управления боевыми и техническими средствами корабля в процессе ведения противоминных действий, новейшей гидроакустической станцией миноискания и автономными подводными аппаратами.

        Рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э
        Рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э

        2020 год

        1 марта 2020 г. в Северодвинске состоялась церемония подъема Андреевского флага на океанографическом исследовательском судне специального назначения «Академик Александров» пр.20183 (главный конструктор А.А.Форст; с 9 января 2018 г. — А.Г.Корзуев), построенном АО «Центр судоремонта «Звездочка».

        Для эффективного решения поставленных задач по сравнению с базовым пр.20180 в пр.20183 были внесены существенные изменения. В результате была обеспечена возможность перехода судна Северным морским путем и выполнение работ в дальневосточном регионе нашей страны, увеличена автономность, дальность плавания составила 7000 миль, оптимизирован состав кранового оборудования, заново спроектировано подъемное устройство, существенно улучшена обитаемость с размещением экипажа и членов экспедиции в четырехместных, двухместных и одноместных каютах. Предусмотрено размещение в закрытом эллинге необитаемых привязных и автономного подводных аппаратов, которые предназначены для выполнения различных океанографических, исследовательских и подводно-технических работ.

        В 2020 г., после передачи заказчику, «Академик Александров» выполнил многомесячный поход в арктическом регионе. Результаты плавания подтвердили правильность заложенных конструкторских решений.

        Океанографическое исследовательское судно специального назначения «Академик Александров» пр.20183
        Океанографическое исследовательское судно специального назначения «Академик Александров» пр.20183

        О бюро
        Руководство
        История
        Лицензии и сертификаты
        Противодействие коррупции
        Партнеры
        Контакты
        Инновационное развитие
        Персонал
        Политика в области качества
        Продукция
        Военного назначения
        Гражданского назначения
        Медиа
        Новости
        Публикации
        Медиагалерея
        Закупки
        Акционерам и инвесторам
        Контакты
        office@almaz-kb.ru
        Санкт-Петербург, ул. Варшавская 50
        Версия для печати
        © 2025 АО "ЦМКБ "Алмаз" Все права защищены.