История акционерного общества «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», основанного в 1949 году, неразрывно связана с историей отечественного надводного кораблестроения. За этот период пройден путь от малочисленного конструкторского бюро до крупнейшей проектно-конструкторской организации судостроительной отрасли России – ведущего проектанта скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, кораблей и судов специального назначения, плавучих доков и других образцов морской техники военного и гражданского назначения.
По проектам, разработанным ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 тысяч боевых катеров, кораблей и судов. Более сорока стран мира имеют в составе своих флотов катера и корабли, построенные по проектам Бюро. На экспорт поставлено около 1000 кораблей, судов и катеров 45 различных проектов общим водоизмещением около 250 000 т.
Используя современные технические решения, основанные на богатом опыте и многолетних традициях, с середины 90-х годов, в соответствии с Программой конверсии военной продукции, Бюро разработало и может предложить на национальном и мировом рынках широкую гамму проектов кораблей, катеров и судов гражданского назначения.
С целью реализации государственной программы оснащения морских пограничных сил страны, Правительство СССР в декабре 1931 года принимает решение о строительстве в Ленинграде современной верфи (завод № 5), предназначенной для постройки катеров Морской пограничной охраны и создании на верфи собственного конструкторского бюро (КБ) – одного из предшественников ЦМКБ «Алмаз».
Этим КБ в 1932—1939 годах были разработаны сторожевые катера типов ГК, а затем МО-2 и МО-4, ОД-200.
Благодаря своим великолепным боевым и мореходным качествам катера указанных проектов успешно участвовали в многочисленных противолодочных, конвойных и десантных операциях на Балтике, Черном море и на Севере в годы Великой Отечественной войны и внесли весомый вклад в дело Победы.
Великая Отечественная война, выявившая высокие возможности плановой экономики по мобилизации ресурсов, показала также и ряд недостатков, одним из которых была слабая степень стандартизации и унификации, приводившая к большой разнотипности комплектующего оборудования. Это вызывало неоправданный рост себестоимости продукции и снижение уровня взаимозаменяемости узлов и деталей при ремонте.
В соответствии с Приказом Министерства судостроительной промышленности от 22 октября 1949 года в целях повышения качества проектирования, заводу № 5 передавалось проектирование торпедных катеров (ТКА) дальнего действия. Для этой цели предписывалось организовать на заводе специальное конструкторское бюро (СКБ-5) и откомандировать туда из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД конструкторов, занятых разработкой ТКА дальнего действия.
Дата 22 октября 1949 года принята за «точку отсчета» образования ЦМКБ «Алмаз».
На Бюро возложены задачи по проектированию и унификации шлюпок и моторных катеров, а также проектированию катеров дальнего действия. Для более эффективной работы бюро требовалась его реорганизация. В структуре СКБ-5 создаются проектный, корпусной механический и электротехнический отделы. Работы по созданию торпедного катера дальнего действия возложены на главного конструктора Гойнкиса П.Г.
В 1951 году за создание торпедного катера проекта 183 его авторы получили звание лауреатов Сталинской премии.
Катер проекта 183 был лучшим отечественным ТКА первого послевоенного десятилетия.
В 1951 году Бюро выпустило рабочие чертежи опытного турбодизельного ТКА проекта 183Т, на котором в дополнение к четырехвальной дизельной установке установили газотурбинный двигатель, разработало предэскизный проект малого охотника на базе проекта 183 (в дальнейшем проект 199) и технический проект 386 мореходного рабочего катера.
На должность начальника—главного конструктора СКБ-5 был назначен Е.И. Юхнин, работавший до этого главным конструктором ЦКБ-19.
В 1952 году СКБ-5 разработало технический проект 199 малого охотника, а после утверждения его МСП и ВМФ - рабочие чертежи катера в объеме, позволяющем приступить к постройке. Одновременно прошли успешные испытания ходкости и маневренности опытного турбодизельного ТКА проекта 183Т.
1953 году работа Бюро над созданием малого охотника проекта 199 завершилась успешной сдачей двух головных катеров. Закончилась также отработка опытного катера проекта 183Т. На ходовых испытаниях он развил скорость свыше 53 уз, что позволило СКБ-5 приступить к разработке проекта уже серийного катера 183ТК, а также составить ряд технических предложений по применению газотурбинного двигателя типа М-1 в катеростроении.
В конце 1954 года в СКБ-5 наряду с разработкой проектов перспективных торпедных катеров на базе ТКА проекта 183 приступило к созданию принципиально нового катера — носителя крылатых ракет. Опыт Второй мировой войны показывал, что в связи с появлением радиолокационных станций и скорострельной многоствольной артиллерии торпедные катера, теряющие фактор внезапности на дистанциях торпедного залпа, становятся малоэффективными. Возникла необходимость оснащения катеров оружием, способным наносить удар по неприятельским кораблям с больших дистанций, без сближения с ними. Именно таким оружием стали крылатые ракеты, но чтобы обеспечить практическое использование их с катеров, требовалось провести большой объем опытно-конструкторских работ (ОКР). С этой целью в СКБ-5 под руководством начальника Бюро и главного конструктора проекта Е.И. Юхнина начались ОКР и создание технического проекта экспериментального катера (проект 183Э) на базе ТКА проекта 183.
1956 годПринципиально новые работы по созданию ракетных катеров, выполненные по инициативе СКБ-5, свидетельствовали о возросшем научно-техническом потенциале бюро.
16 февраля 1956 года приказом министра судостроительной промышленности СССР №037 «Об организации Центрального конструкторского бюро № 5» СКБ-5 реорганизовано в ЦКБ-5 с подчинением 5 Главному управлению МСП СССР. Территориально ЦКБ-5 оставалось на заводе №5. Кроме того, ЦКБ-5 передавался цех № 6, расположенный в Старой Деревне для организации там экспериментальной лаборатории.
В структуре Бюро введена должность главного инженера, на которую был назначен П.Г. Гойнкис, сохранившего за собой также должность главного конструктора проектов.
Работы ЦКБ-5 по созданию первого в мире ракетного катера, завершились передачей на завод комплекта рабочих чертежей. Летом 1957 года два катера проекта 183Р, построенных на заводе №5 МСП, были переведены на Черное море для проведения натурных испытаний.
20 декабря 1957 года состоялся первый успешный пуск ракеты с катера. Эту дату можно считать днём рождения отечественного ракетного катеростроения.
Практически параллельно с работами ЦКБ-5 по созданию катеров проекта 183Р ВМФ подготавливал тактико-техническое задание (ТТЗ) на новый, более совершенный ракетный катер (РКА) проекта 205. Ставилась задача по созданию катера, имеющего повышенные мореходные качества, большую автономность и дальность плавания, улучшенные условия обитаемости по сравнению с катером проекта 183Р. Разработка проекта 205 поручалась ЦКБ-5. Коллектив под руководством главного конструктора Е.И. Юхнина успешно справился с поставленной задачей. Уже в июле 1958 года на заводе № 5 МСП заложили головной ракетный катер нового проекта. Постройка была завершена в 1959 году, а в течение 1960 года проведены комплексные испытания катера на Балтике. Испытания подтвердили правильность заложенных в проекте технических решений и эффективность принятого состава вооружения.
В 1962 году за создание первых в мире ракетных катеров проектов 183Р и 205 начальник ЦКБ-5 и главный конструктор проектов Е.И. Юхнин, заместитель главного конструктора
А.П. Городянко и начальник механического отдела ЦКБ-5 В.П. Гусев были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
В соответствии с решением Государственного комитета по судостроению Совета Министров СССР создана единая структура – ЦКБ-5, в которую вошли ЦКБ-5 с опытной лабораторией, получившей статус филиала, и ЦКБ-19 с опытным Морским заводом. Пост начальника—главного конструктора укрупненного ЦКБ-5 остался за Е.И. Юхниным. Организация объединенного катерного конструкторского бюро создала предпосылки для координации разрозненно выполнявшихся в стране научно-исследовательских работ в области судов с динамическими принципами поддержания и позволила ускорить реализацию накопленного к этому времени научно-технического потенциала в проектах конкретных кораблей.
В соответствии с приказом МСП СССР ЦКБ-5 переименовано в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
1966 год памятен для ЦМКБ «Алмаз» еще тем, что организация, располагавшаяся после объединения двух бюро в течение трех лет по-прежнему в помещениях ЦКБ-5 на территории Ленинградского Приморского завода и ЦКБ-19 на Большеохтинском проспекте, 12, заняла здание на территории опытного Морского завода (Уральская улица, 19).
В 1966 году Бюро завершило разработку малого ракетного корабля (МРК) проекта 1234 «Овод» (главный конструктор И.П. Пегов ). На корабле было предусмотрено шесть ПКР П-120, имевших значительно большую по сравнению с ПКР П-15 дальность полета, что позволяло существенно увеличить эффективность боевого использования МРК.
Впервые для МРК была создана комплексная система управления техническими средствами (КСУ ТС). С разработки ее для МРК проекта 1234 «Овод» начался переход от локальных систем автоматики к комплексным системам управления. Головной МКР проекта 1234 «Овод» Ленинградский Приморский завод построил и сдал флоту в 1970 году.
В 1967 году Бюро завершило технический проект первого отечественного судна с автоматически управляемыми подводными крыльями «Тайфун» и было начато его строительство на Морском заводе в Ленинграде. В период 1973—1975 годов судно на подводных крыльях (СПК) «Тайфун» совершало экскурсионные рейсы на линии Ломоносов — Таллин при различных состояниях погоды.
На СПК «Тайфун» впервые в отечественной практике были опробованы и отработаны принципы построения системы автоматизированного управления движением (САУД) и ее элементная база. Опыт создания СПК с АУПК «Тайфун» был востребован при разработке первой редакции Кода безопасности судов нового типа, разрабатывавшегося под эгидой ИМКО.
По проекту Бюро в 1967 году на Ленинградском был построен головной малый пограничный сторожевой катер проекта 205П «Тарантул». В качестве платформы использовали корпус и энергетическую установку катера проекта 205. От базового проекта «Тарантул» (проект 205П) отличался составом вооружения и более развитой надстройкой.
Всего было построено 129 кораблей этого проекта, в том числе семь - на экспорт (модификация 02059).
Завершено проектирование сторожевого пограничного катера «Гриф» (проект 1400 , главный конструктор В.М. Бурлаков), предназначенного для несения пограничной службы в прибрежных районах морей, проливах и на акватории портов и баз, а также для обеспечения службы морских контрольно-пропускных пунктов. Головной катер строился на Приморском заводе в 1968 году, там же были построены ещё три катера установочной серии. Массовое производство было развёрнуто в 1969 году на Феодосийском ПО «Море» (30 катеров). С 1974 года строились экспортные катера проекта 1400-Э, а с 1976 года и проектов 1400-М и 1400-МЭ. Всего с 1969 по 1991 годы на ПО «Алмаз», ПО «Море» и Батумском ССЗ было построено около 300 катеров.
Завершен технический проект десантно-штурмового катера проекта 1205 «Скат».
Головной катер был построен на опытном Морском заводе и сдан заказчику в1969 году, а в1970—1972 годах вступили в строй еще три катера.
Эксплуатация этих катеров на Балтийском, Черном и Аральском морях, а также в бассейне реки Амур показала, что они являются не только эффективным средством для высадки десанта, но и незаменимы для проведения поисково-спасательных работ.
МСП СССР своим приказом создало Производственно-техническое объединение (ПТО) «Алмаз» (с 1974 года - производственное объединение (ПО) «Алмаз»), в состав которого вошли: ЦМКБ «Алмаз», Ленинградский Приморский завод (ЛПЗ) и Невский Морской завод (НМЗ) — бывший опытный Морской завод. Первым генеральным директором ПТО «Алмаз» стал начальник—главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Е.И. Юхнин.
Завершен технический проект амфибийного десантного корабля на воздушной подушке (КВП) проекта 1232 «Джейран», способного перевозить два средних танка со скоростью 50 узлов. Впервые были применены методики расчетов ходкости, остойчивости на воздушной подушке (ВП) и в режиме «воздушного пузыря», дополнительного сопротивления на волнении, а также формы гибкого ограждения, прочности гибкого ограждения (ГО) и корпуса КВП.
Строительство первого опытного КВП «Джейран» на Морском заводе и сдача ВМФ завершилось в 1970 году. Всего было построено 20 КВП проекта 1232.
Продолжая работы по амфибийным КВП, ЦМКБ «Алмаз» разработало десантно-высадочный КВП проекта 1206 «Кальмар» (главный конструктор Озимов Л.В.). Согласно проекту, катер способен перемещать полезную нагрузку в 37 тонн со скоростью 50 узлов на расстояние до 100 миль. В 1972 году в ПО «Алмаз» построили головной катер, после чего на феодосийском заводе «Море» началось их серийное строительство. Всего было построено 18 единиц.
В 1973 году на ПО «Алмаз» началась постройка опытного МРК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1240«Ураган». Введен в строй в 1977 году.
С созданием МРК проекта 1240 был приобретен бесценный опыт по проектированию и постройке кораблей подобного рода.
Параллельно с работами по глубокопогруженным АУПК в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко продолжались работы по совершенствованию однокрылой схемы ПК катера проекта 206М. Платформа проекта 206М стала прототипом при создании ракетно-артиллерийского катера проекта 206МР. Установка на проекте артвооружения АК- 176 и АК-630М была вызвана необходимостью усиления средств самообороны ракетных катеров.
В 1977—1983 годах на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде было построено 12 катеров по этому проекту.
По экспортному варианту проекта 206МЭ на Владивостокском судостроительном заводе в период с 1978 по 1985 год было построено 16 катеров, из них девять поставлено на Кубу, пять - во Вьетнам и два — в Эфиопию.
Завершены работы по проектированию нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими элементами, мореходными качествами и условиями обитаемости (главный конструктор Е.И. Юхнин). Проектирование катера велось параллельно с разработкой ракет и связанных с ними систем.
Головной катер (проект 12411) передали флоту в 1978 году, а второй, серийный, — в 1980 году. По такому варианту впоследствии вели строительство Ленинградский Приморский, Средне-Невский и Хабаровский судостроительные заводы.
Сам катер послужил основой для целого ряда модификаций катеров различного назначения.
Наряду с созданием боевых катеров и малых кораблей во второй половине1970-х годов Бюро под руководством главного конструктора К.Ж. Аванесова спроектировало правительственную яхту «Чайка» (проект 1360).В 1978—1979 годах на ПО «Алмаз» по этому проекту были построены две яхты: «Крым» и «Кавказ».
В 1979 году был разработан экспортный вариант проекта 1241 — проект1241РЭ (главный конструктор Е.И. Юхнин). Строительство катеров на экспорт по проекту 1241РЭ началось в 1980 году на Рыбинском судостроительном заводе (всего построено 22 единицы).
Начальником – главным конструктором Бюро назначен В.И. Корольков
Накопленный Бюро к началу 1980-х годов научно-технический потенциал в области амфибийных КВП позволил реализовать в проекте 12322 «Зубр» задачу о дальнейшем развитии проекта самого крупного в то время КВП «Джейран».
В 1983 году на Морском заводе ПО «Алмаз» был заложен головной КВП «Зубр», а в 1988 году корабль прошел государственные испытания и был принят в состав ВМФ. После этого началось серийное строительство кораблей проекта 12322.
Всего было построено 12 КВП «Зубр», из них семь на «СФ “Алмаз” и пять на ФПО «Море». В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для ВМС Греции.
По тактико-техническим элементам КВП «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире.
В 1984 году под руководством главного конструктора К.Ж. Аванесова был разработан технический проект 10410, а в 1988 году Морпогранохране передали головной пограничный сторожевой корабль нового поколения, который и по сей день остаётся одним из основных кораблей Береговой охраны ПС ФСБ России.
За создание пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 коллективу конструкторов Бюро была присвоена Премия Правительства Российской Федерации за 2000 год.
В 1985 году между СССР и Индией был заключен контракт на разработку лицензионной документации для постройки катеров проекта 1241РЭ в Индии, в следующем году был разработан технический проект катера, и началась поставка лицензионной документации в Республику Индия. Контрактом также предусматривалось оказание технического содействия Индии при постройке и испытаниях построенных там катеров. Всего на верфях «Мазагон Док лтд»и «Гоа Шипъярд лтд» было построено в период до 2000 года шесть катеров проекта 1241РЭ (по три на каждой верфи).
Развитием десантно-высадочного КВП «Кальмар» стал корабль проекта12061 «Мурена» (главный конструктор Ю.П. Семенов ). В отличие от КВП «Кальмар», новый КВП проекта 12061 «Мурена» мог осуществлять как десантно-высадочные операции, так и огневую поддержку десанта благодаря установке реактивного и артиллерийского оружия. Головной катер построили в 1985 году на Хабаровском судостроительном заводе.
В связи с появлением за рубежом многочисленного семейства донных мин с малыми глубинами постановки и особенно опасных на рейдах, в гаванях и фарватерах, возникла необходимость совершенствования имеющихся на вооружении флота тральщиков проекта 1258.
Главным конструктором нового тральщика «Сапфир» ( проект 10750) был назначен В.И. Немудров, которого позднее сменил А.А. Форст.
В ходе работы над проектом удалось достичь практически всех требований заказчика. Корабль оснастили станцией поиска и обнаружения мин, усилили вооружение, улучшили радиолокационное вооружение. Корпус изготавливался из стеклопластика. Головной корабль был заложен в 1986 году на Средне-Невском судостроительном заводе и сдан заказчику в 1989 году.
Серийное строительство кораблей проекта 10750 велось в 1989 — 1996 годах Средне-Невским судостроительным заводом. За этот период флоту было передано девять тральщиков.
На основе испытанной гидродинамической компоновки корабля на воздушной подушке скегового типа Бюро разработало проект первого опытного МРК проекта 1239«Сивуч» (главный конструктор Ельский Л.В., затем Корольков В.И.), который был построен в 1988 году на Зеленодольском судостроительном заводе и после испытаний в 1989 году введен в состав флота. Опытная эксплуатация МРК, получившего имя «Бора», показала техническое совершенство корабля и его высокую эксплуатационную живучесть.
В 1999 году также успешно прошел испытания второй МРК этого типа — «Самум». За создание МРК проекта 1239 главному конструктору В.И. Королькову в 2002 году была присуждена Государственная премия Российской Федерации.
Начальником—главным конструктором Бюро назначен Я.Я. Лебедев
Начальником Бюро - главным конструктором назначен Шляхтенко А.В. До этого назначения он был главным инженером Бюро.
В апреле 1998 года Министерством оборонной промышленности и Министерством судостроительной промышленности СССР было принято решение об объединении двух родственных коллективов – ЦМКБ «Алмаз» и Западного ПКБ – с целью сохранения кадров специалистов, тематики оборонной продукции, улучшения финансового положения объединенного Бюро. Была создана единая организация – Государственное унитарное предприятие «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
Западное ПКБ, начиная с конца 30-х годов прошлого века вело проектирование значительной номенклатуры кораблей и судов, как для ВМФ, так и для гражданских заказчиков. Основной тематикой было проектирование противоминных кораблей различных классов, спасательных и судоподъемных судов, противопожарных, водолазных судов, плавучих доков, больших вспомогательных судов ВМФ.
На тот период проекты Западного ПКБ соответствовали, а в ряде случаев и превосходили, лучшие мировые аналоги. Это и проект 12660 «Рубин» морского тральщика, на котором были установлены первые отечественные аппараты для поиска и уничтожения мин впереди по курсу, и уникальное спасательное судно проекта 537 «Осьминог», оснащенный специальными аппаратами для спасения подводников «сухим» способом с аварийной ПЛ с глубин до 1000 м и другим уникальным оборудованием, проект 2121 «Сухона» – спусковой док для «Севмашпредприятия», и другие проекты.
После объединения, у ЦМКБ «Алмаз» была значительно расширена тематика проектирования, сохранены все проектные наработки Западного ПКБ по кораблям противоминной обороны, спасательным судам, спусковым и транспортным докам, другим специализированным судам.
В 1998 году создание системы боевых катеров типа «Молния» было отмечено Премией Правительства Российской Федерации. Среди работников ЦМКБ «Алмаз» лауреатами стали главный конструктор системы боевых катеров типа «Молния» Е.И. Юхнин, начальник - генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» А.В. Шляхтенко, главный конструктор В.Н. Устинов.
В 1999 году по просьбе индийской стороны ЦМКБ «Алмаз» разработало технический проект модернизации катера проекта 1241РЭ.
По проекту модернизации строились два катера: один — на бомбейской верфи «Мазагон Док лтд» и один — на верфи «Гоа Шипъярд лтд». Сдача российского вооружения и оружия проходила на катерах в 2004 году в районе Мумбая практически одновременно.
ЦМКБ «Алмаз», накопившее большой опыт по созданию амфибийных КВП, приступило к разработке проектов судов на воздушной подушке как на экспорт, так и для народнохозяйственных целей.
Среди этих работ следует отметить проект малого патрульного катера на воздушной подушке проекта 20910 «Чилим» (главный конструктор В.А. Абрамовский), по которому на Ярославском судостроительном заводе в 2000 году построили головной катер, а также патрульного катера «Харза» проекта 12270 водоизмещением 20 т.
Накопленный материал по гидродинамическим характеристикам корпусов с днищевыми интерцепторами, по их эффективности в снижении сопротивления движению быстроходных катеров и использованию их в качестве успокоителей качки позволил разработать проект патрульного катера 14310 «Мираж». Разработка этого проекта велась под руководством главного конструктора А.В. Шляхтенко. В настоящее время главным конструктором проекта является Б.А. Лейкис. На Рыбинском судостроительном заводе построено три катера данного проекта в интересах Береговой охраны ПС ФСБ России.
В июле 2003 года подписан контракт на строительство двух ракетных катеров проекта 12418 (главный конструктор Ю.В. Арсеньев) на Рыбинском судостроительном заводе (ССЗ) для Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Катера были построены в 2007 году, в январе 2008 года доставлены в СРВ и переданы заказчику. Одновременно был подписан контракт об оказании технического содействия в строительстве 10 катеров в Республике Вьетнам на верфи «ПО Башон» по переданной лицензии.
В 2004 году на Рыбинском ССЗ было построено и передано ВМФ России головное судно специального назначения проекта 11980 (главный конструктор А.А. Форст). Судно предназначено для проведения подводно-технических работ водолазами на глубинах до 60 м и обследования аварийных объектов с помощью необитаемого телеуправляемого подводного аппарата на глубинах до 300 м, а также участия в аварийно-спасательных операциях.
Комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ) применён в проекте патрульного катера 12200 «Соболь». Головной катер, построенный в 2006 году на АО «СФ “Алмаз”» показал высокие скоростные и мореходные качества. При водоизмещении 56,5 т катер развивает скорость свыше 48 уз. В настоящее время ведётся серийная постройка катеров данного проекта для Береговой охраны ПС ФСБ России.
Быстроходный патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» (главный конструктор Б.А. Лейкис) отличается тем, что на нем впервые в практике Бюро в качестве движительно-рулевого комплекса применены приводы Арнесона с частично погруженными гребными винтами (ЧПГВ). Они обеспечивают катеру высокие пропульсивные качества и маневренность. С 2006 года ведется крупное серийное строительство катеров типа «Мангуст» для ПС ФСБ России, МЧС и ВМФ в различных вариантах комплектации двигательно-движительной установки и оборудования, определяемого функциональным назначением.
В 2006 году на ОАО «Морской завод “Алмаз”» был построен и сдан заказчику головной катер проекта 21600 «Хоста» (главный конструктор В.В. Кучер). Катер предназначен для обслуживания членов Правительства РФ, проведения ими на борту катера встреч и переговоров с российскими и зарубежными делегациями.
В июле 2007 года на Средне-Невском судостроительном заводе завершено строительство головного морского тральщика проекта 02668, получившего название «Вице-адмирал Захарьин».
При разработке этого проекта впервые был реализован противоминный контур в составе автоматизированной системы управления противоминными действиями; противоминного оружия: самоходного искателя-уничтожителя мин, управляемого контактного трала, трала-имитатора физических полей и других современных противоминных средств;
В 2007 году сдан ВМФ России головной корвет «Стерегущий» проекта 20380 (главный конструктор И.Н. Иванов). Строительство корабля велось на АО «Судостроительный завод (СЗ) «Северная верфь». Корабли этого проекта обладают мощным ударным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, несут авиационное вооружение и по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам.
В настоящее время ведется серийное строительство кораблей проекта 20380 и его модификаций на АО СЗ «Северная верфь» и АО «Амурский судостроительный завод».
За создание корветов проекта 20380 ряд ведущих специалистов Бюро в 2010 году удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники.
ФГУП «ЦМКБ «Алмаз» преобразовано в Открытое акционерное общество (ОАО) «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
Передано ВМФ России головное вспомогательное судно «Звёздочка» проекта 20180 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на судостроительном заводе «Звездочка».
Судно предназначено для морской транспортировки крупногабаритных грузов, обеспечения испытаний морской техники и вооружения, боевой подготовки флота, проведения поисково-спасательных работ. Судно оснащено двумя кранами грузоподъемностью по 80 т, имеет трюм большой вместимости. Ледовое усиление обеспечивает возможность его эксплуатации в арктических акваториях.
Передано ВМФ России головное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на ОАО «Адмиралтейские верфи».
Судно предназначено для оказания помощи аварийным подводным лодкам, лежащим на грунте или находящимся в надводном положении, подачи воздуха электроэнергии и средств поддержания жизнедеятельности на подводные лодки и надводные корабли.
Судно оснащено оборудованием для оказания экстренной помощи подводникам, попавшим в аварийную ситуацию: глубоководным аппаратом «Бестер-1» с рабочей глубиной погружения до 700 метров, глубоководным водолазным комплексом для глубин до 450 метров, декомпрессионным комплексом для 60 спасенных подводников, необитаемым телеуправляемым подводным аппаратом с рабочей глубиной погружения до 700 метров. По своим характеристикам судно превосходит лучшие мировые аналоги.
Передано ВМФ России головное океанографическое исследовательское судно проекта 22010 (главный конструктор А.А. Форст), построенное на АО «Прибалтийский судостроительный завод (ПСЗ) «Янтарь». Судно предназначено для исследования шельфа и дна Мирового океана, в том числе проведения гидролокации и кинофотосъемки, магнитометрических и гравитационных исследований.
В декабре 2015 года состоялась торжественная церемония подписания приёмного акта и подъёма флага ВМФ России на вспомогательном судне проекта 20181 «Академик Ковалёв».
Судно усиленного ледового класса построено на АО «Центр судостроения (ЦС) «Звездочка» по новому проекту морского транспорта вооружения на базе серийного проекта 20180, предназначено для погрузки, выгрузки и транспортировки морем крупногабаритных разрядных грузов.
В декабре 2015 года в Северодвинске состоялась торжественная церемония подъёма флага ВМФ России на транспортном плавучем доке проекта 22570 «Свияга» (главный конструктор А.К. Левошкин).
Плавучий док, построенный на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», будет обеспечивать обслуживание и ремонт кораблей и судов Северного флота, а также способен транспортировать суда внутренними водными путями. Его грузоподъёмность составляет около 3300 т.
В декабре 2016 года передан ВМФ России головной корабль противоминной обороны проекта 12700 (главный конструктор А.В. Калинин). Корабль, строительство которого велось на АО Средне-Невский судостроительный завод», предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях баз ВМФ России и иных районах ближней морской зоны. Корабль имеет корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии, что позволило снизить уровень физических полей и увеличить объём полезной нагрузки, повысить взрывостойкость и срок службы корпуса в сравнении с корпусами из маломагнитной стали.
На корабле создан противоминный контур с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями, впервые применена интегрированная система поиска и уничтожения мин.
На АО «Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ)» ведется серийное строительство тральщиков проекта 12700.
В декабре 2016 года передан Береговой охране ПС ФСБ России головной пограничный сторожевой корабль (ПСКР) «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан» (главный конструктор Б.А. Лейкис). Строительство корабля осуществлено ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».
ПСКР ледового класса Arc4 предназначен для охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, участия в аварийно-спасательных операциях по поиску и спасению терпящих бедствие судов, кораблей, катеров и иных плавсредств, обеспечения действий подразделений специального назначения ФСБ России по борьбе с терроризмом, пиратством и контрабандой.
На ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» ведется строительство серии кораблей этого проекта.
В июне 2017 года передан ВМС Республики Казахстан рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э, построенный на АО «Средне-Невский судостроительный завод» в соответствии с контрактом от 2013 года.
Рейдовый тральщик проекта 10750З предназначен для противоминных действий на море в районе акваторий портов, баз, выходов из них, прибрежной шельфовой зоны.
Отличительной особенностью рейдового тральщика проекта 10750Э от предыдущего поколения является применение современных средств борьбы с минами, таких как новейшие гидроакустические станции миноискания, телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты.
Корабль оснащен автоматизированной системой противоминных действий, объединяющей все противоминные средства корабля в единый комплекс управления боевыми и техническими средствами корабля в процессе ведения противоминных действий, новейшей гидроакустической станцией миноискания и автономными подводными аппаратами.
1 марта 2020 г. в Северодвинске состоялась церемония подъема Андреевского флага на океанографическом исследовательском судне специального назначения «Академик Александров» пр.20183 (главный конструктор А.А.Форст; с 9 января 2018 г. — А.Г.Корзуев), построенном АО «Центр судоремонта «Звездочка».
Для эффективного решения поставленных задач по сравнению с базовым пр.20180 в пр.20183 были внесены существенные изменения. В результате была обеспечена возможность перехода судна Северным морским путем и выполнение работ в дальневосточном регионе нашей страны, увеличена автономность, дальность плавания составила 7000 миль, оптимизирован состав кранового оборудования, заново спроектировано подъемное устройство, существенно улучшена обитаемость с размещением экипажа и членов экспедиции в четырехместных, двухместных и одноместных каютах. Предусмотрено размещение в закрытом эллинге необитаемых привязных и автономного подводных аппаратов, которые предназначены для выполнения различных океанографических, исследовательских и подводно-технических работ.
В 2020 г., после передачи заказчику, «Академик Александров» выполнил многомесячный поход в арктическом регионе. Результаты плавания подтвердили правильность заложенных конструкторских решений.